О Козьмодемьянске я имела весьма смутное представление, не знала никаких подробностей о его существовании. Визит в этот маленький городок республики Марий Эл оставил самые приятные впечатления. Я искренне могу порекомендовать туристам, хотя бы раз оказаться в этих милых местах. Время поездки – начало октября 2020 г. Формат путешествия – круиз по закромам великой полноводной реки Волга.
Интересные особенности

Местные жители считают, что городок стал прообразом того заветного места, где великий комбинатор Остап Бендер, провёл знаменитый сеанс одновременной игры в шахматы. В книге Ильфа и Петрова «12 стульев» это селение носило название Васюки. Именно так, любя аборигены и кличут свои родные пенаты.
В желании быть ближе к Бендеру и Кисе Воробьянинову, козьмодемьянцы настолько преуспели, что мировое сообщество и туристическая братия им поверили. Городок стал частым пунктом остановки круизных лайнеров, идущих по Волге-матушке.
Один раз в год здесь проходит искромётный фестиваль юмора и сатиры «Бендериада». Это представление переносит гостей во времена кипучей деятельности персонажа, знающего сотни способов «совершенно честного отъёма денег» у граждан. Приехать на забавный фестиваль сможет каждый желающий фанат творчества Ильфа и Петрова. В городе присутствуют гостиничные комплексы.
Мы попали в селение в ходе круиза по Волге. Первое, что нас ошеломило на пристани, был импровизированный рынок на свежем воздухе. Туристы с теплохода мигом облепили торговок с настоящими наливными яблоками. Ещё 2 дня потом на лайнере можно было встретить на палубе путешественников, жующих эти яблочки с неподдельным удовольствием.
Ещё один популярный товар – вяленая речная рыбка всех мастей, издающая крепкий пряный дух. В торговых рядах продавали также изделия ручных ремёсел. В основном это изделия из дерева и всякие подделки, связанные с незабвенным Остапом Бендером.
Нам предстояла пешеходная экскурсия по Козьмодемьянску с местным гидом…
Местный менталитет

Тихие улочки, разбегающиеся от пристани Волги, переносят визитёров в город ХΙХ столетия. Непривычная, буквально звенящая тишина, лишь изредка нарушается шорохом опадающей осенней листвы. Проходим забавные деревянные избушки в марийских традициях, мельницы из древесных пород, колодцы и бани. От миниатюрной экспозиции на свежем воздухе плавно перемещаемся к другим прелестям Козьмодемьянска: музей «Морёного дуба» и музей купеческого быта. Миловидные здания осматриваем лишь снаружи потому, что в главный объект в нашем списке — музей Остапа Бендера.

Возле ажурного строения выстраивается очередь из желающих сфотографироваться. Этот дом с полным основанием можно назвать типичным представителем архитектуры старой части города.
Гид не скрывает, что это район давно уже превратился в «кормушку» для местных жителей. Все назубок знают расписание прихода круизных лайнеров и встречают путешественников, почти как родных людей:
- сыграют на музыкальных инструментах;
- споют;
- постараются принести к причалу корзины с вкуснейшими яблоками;
- рыбу наловят и успеют обработать, чтобы выгодно продать.
По дороге постоянно не отпускает ощущение, что попал в другие, старые времена. Здесь нет шума и смога мегаполисов, а жизнь течёт важно и размеренно.

Инфраструктура поселения в этой части незатейлива. Администрация тщательно следит, чтобы кафе и магазины не нарушали общий облик старины. Даже внутри любопытные туристы обнаруживают, что интерьер и ассортимент заведений, как будто застрял в середине прошлого столетия.
Жители Козьмодемьянска, естественно, не обделены современными благами цивилизации. Товары всех мастей здесь тоже можно купить без проблем. Правда, всё это там, в новой части города, вдалеке от берега Волги. Здесь же бал правят Васюки и неизвестно, не ждёт ли гостей за углом встреча с колоритной парочкой Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова.

За одним из поворотов открывается панорама сразу двух святых обителей:
- церкви Живоначальной Троицы;
- Собора во имя Смоленской Божьей матери.
Белое здание собора с бордовыми вкраплениями признано памятником архитектуры в числе владений Йошкар-Олинской епархии. Живописный ансамбль был построен в честь спасения царя Александра ΙΙ во время покушения террористов-революционеров в 1866 г. Строительство финансировали местные купцы и меценаты, в том числе Дьяконов, Замятнин и Морозов.
Во время экскурсии мы только и слышали от гида о том, что ничего в Козьмодемьянске не родилось бы примечательного для туристов, если бы здешние купцы были жадны, да прижимисты. Аборигены торгового толка на волжских берегах везде принимали активное участие в развитии родных селений. Деньги от прибыли в «кубышках» не прятали, а пускали на процветание Родины, за что им честь и хвала. Русско-византийский архитектурный стиль радует глаз и выглядит очень гармонично среди искусственно сохранённых, а кое-где и специально состаренных улиц города.

От собора наш путь лежал в противоположную сторону вдоль Волги. По дороге встречались всё те же строения в едином аутентичном стиле. Экскурсовод объясняет, что ранее здесь так и жили: нижние этажи «под дело»:
- склады;
- лавки;
- мини-цеха ручных ремёсел;
- мастерские;
- магазины.
Верхние этажи — для себя любимых и семейства, чтобы всё было под боком. Приверженность деревянным «кружевам» и народным орнаментам частенько выходила владельцам боком во время пожаров. Стоило вспыхнуть одному строению, как все соседи оказывались под угрозой. Целые улицы могли сгореть в пламени за считаные минуты. Так и стали бороться с коварной напастью те, кто мог позволить себе это материально, нижние этажи возводили в камне, а верхнюю часть так и оставляли для души в дереве.
В гостях у великого комбинатора
«Резиденция» Остапа Бендера занимает 2 этажа симпатичного светлого здания, где розыгрыши начинаются уже с порога. Поверив экскурсоводу, что фото- и видеосъёмка в заведении разрешена только за дополнительную плату, добросовестные путешественники выстроились в очередь к добродушной тётушке за импровизированным столом-кассой. Вскоре все поняли, что их развели. Более предприимчивые граждане уже вовсю фотографировали экспонаты повсюду без всякого на то материального карт-бланша со своей стороны.

В залах музея взору открывается великое множество Кис и Остапов в рамках различных сценок, масса плакатов из числа призывов: «грузить апельсины бочками» и вопросов по типу: «почём опиум для народа?», фигурок и инсталляций. Назвать заведение большим по размеру, не поворачивается язык. На осмотр всех прелестей уйдёт едва ли более 15-20 минут, если останавливаться у каждого стенда.
Отдельный акцент стоит сделать работам местного скульптора Леделейкина. Его керамические творения полностью занимают один из залов. Сам автор в честь прихода очередного круизного лайнера лично встречает гостей в костюме «а-ля великий комбинатор».

Посетители музея уходят из его владений с приподнятым настроением и улыбками на лицах. Любители экзотики с удовольствием покупают сувениры на память о Козьмодемьянске.

Мой откровенный вердикт по поводу посещения Козьмодемьянска будет краток. Специально ехать сюда я бы не стала. Но, если судьба подарит мне ещё одну транзитную остановку в этом городке, то я обязательно сойду на берег. Ещё раз поброжу по этим прелестным улочкам старой части селения, полюбуюсь купеческими домиками и колоритом построек в целом. Загляну на огонёк к Остапу Бендеру и сердечно улыбнусь на прощание, покидая уютные берега.
Добавить комментарий