Мыс Святой Нос расположен в северо-восточной части Кольского полуострова. На воде он разделяет Баренцево и Белое моря, а на суше Мурманский берег на западе и Терский берег на востоке. Святоносский маяк установлен вблизи северной оконечности мыса.

Месторасположение Святоносского маяка: Мурманская область, северо-восточное побережье Кольского полуострова, северная часть мыса Святой Нос, район губы Лопское Становище. 
Координаты маяка: 68о08′10′′ с. ш. 39о46′10′′ в. д.
Святоносский маяк. Автор — Vyacheslav Ovchinnikov, лицензия — CC BY-SA 4.0, via Wikimedia Commons

Суда, следующие вдоль побережья Кольского полуострова, перемещаются из Баренцева моря в Белое или обратно. В этом месте побережья корабли меняют курс. Святой Нос выступает от берега на 15 км. Водораздел двух морей отличается частыми штормами, породившими легенды у поморов. Уже само название «нос» у них означало значительно выступающий в море мыс, сложный в преодолении при следовании судов вдоль берега. Район Святого Носа один из сложнейших для навигации, поэтому для обеспечения безопасного плавания на нём был установлен маяк. Он начал работать 6 ноября 1862 года и является одним из старейших действующих маяков России.

Башня Святоносского маяка имеет высоту 22 м. За счёт установки на возвышенности, над уровнем моря маяк поднимается на 94 м. Его осветительная установка посылает белый проблесковый огонь, видимый на расстоянии 22 морских мили.

Внутри Святоносского маяка. Автор — grim1982, лицензия — CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

История маяка полна сюжетных поворотов. Она началась в 1835 году. Проекты устанавливаемого сооружения несколько раз менялись. Труднодоступное место накладывало свой отпечаток. Изначальный вариант предполагал металлическую конструкцию. В результате мнение склонилось к деревянному сооружению. Оно и было построено, имело необычную восьмигранную конфигурацию усечённой пирамиды жёлто-коричневого цвета. Рядом с маяком появилась необходимая для жизни персонала инфраструктура. Изначально это была команда из офицера и 6 рядовых. Впоследствии количество обслуги менялось.

За годы работы маяка устанавливалось несколько осветительных систем, под которые перестраивалась верхняя часть маяка. Электрическое освещение появилось только в конце 1930-х. Современный маяк имеет энергетическую установку из солнечных панелей и аккумуляторов. Светооптический блок работает на светодиодах в автоматическом режиме.

Вид с маяка на Белое и Баренцево море. Автор — Глухов Михаил, лицензия — CC BY-SA 3.0, via Wikimedia Commons

В годы Великой Отечественной войны трафик движения судов вдоль побережья Кольского полуострова многократно возрос. Морем осуществлялось снабжение Северного флота и войск в Заполярье, а с 1942 года началось движение грузов по ленд-лизу от союзников. Маяк сыграл важнейшую роль в обеспечении безопасности судов в этот период.

С 2021 года Святоносский маяк включён в перечень объектов культурного наследия России федерального значения.

Уже более 160 лет маяк трудится на благо России, помогая уверенному плаванию кораблей. Свободного доступа для посещения маяк не имеет.

Святоносский маяк на карте