Эта история о том, как летом 2017 года Дмитрий Клюкин совершил 2-недельный поход по Катунскому хребту Горного Алтая. За 13 дней он прошёл от посёлка Мульта через 4 перевала и Катунский биосферный заповедник до посёлка Тюнгур.

Дорога
МАРШРУТ: п. Мульта – озеро Крепкое – перевал Крепкий – озеро Тальменье – перевал Хазинихинский – озеро Изумрудное – река Иолдо - перевалы Иолдо и Иолдо-Айры центральный - озеро Дарашколь - озеро Кучерлинское – п. Тюнгур.

1 день

Мультинское озеро, Горный Алтай
Мультинское озеро

Первого июля я начал своё одиночное путешествие по Алтаю (предположительно двухнедельное). Сегодня первый полный ходовой день. Вышел где-то в 7 утра. Дошёл до Нулевого Мультинского озера.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Забрёл в какие-то джунгли, непролазный бурелом, но вроде бы под ним просматривается тропа. Теоретически я должен быть в долине Крепкой… но не уверен… пройдём дальше посмотрим.

Иду по Крепкой вверх. Места очень красивые, но труднопроходимые: то болото, то бурелом, то ещё что-то. Тропа есть, но она не очень набитая, видно, что люди здесь довольно редко ходят. Может быть, звери только ходят. Прошёл два озера очень красивых.

Горный Алтай

Сегодня постараюсь дойти до озера Крепкое, но не факт, могу и не дойти.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я добрался до места своей ночёвки — место облагороженное. Даже дрова припрятанные, но они мне не нужны. Я из мелочи костёрчик разведу…

2 день

Погода не даёт мне выйти на перевал. С самого утра сильный дождь, гроза, ничего не видно. Видимость может быть метров 150. Сижу, жду…

3 день

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я иду через верх по Крепкой в сторону озера Крепкое. Тропа есть, но сплошная болотина, трава с кустами по грудь, а внизу здоровенные валуны. Идти очень сложно. Вышел поздно — в 12 часов. Почти всю ночь и первую половину дня лил дождь, причём с грозой. Я сидел в палатке и никуда не выходил.

Скоро доберусь до озера.

Озеро Крепкое, Горный Алтай
Озеро Крепкое

Я добрался до озера. Оно очень красивое. Отсюда уже видно нужный мне перевал.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Реки разлились до сумасшедших масштабов. Нигде перейти я не смог. Нашёл широкое место разлива, и это не река Крепкая, а маленький приток. Жуть, короче говоря. А мне как-то надо будет ещё Крепкую переходить.

Пошёл дождик с градом. Сегодня я не полезу на перевал, надо перейти реку, найти место на той стороне и вставать на ночёвку.

Я наконец-то нашёл место, где можно перейти реку Крепкую (в месте выхода из озера). Здесь вся долина – это одна сплошная река. По склонам несутся сумасшедшие потоки, а весь правый берег – сплошное болото. Сейчас я наконец-то перейду.

4 день

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я полезу на перевал Крепкий. Он за моей спиной. С утра было ясное небо, но буквально за два часа погода начала портиться и уже очевидно, что меня скоро накроет дождём. Придётся лезть на перевал в дождь.

Наконец я вылез под перевал. В этой долине я уже насчитал около 10 крупных озёр.

Перевал Крепкий

Я нахожусь на перевале Крепкий (наверное!).

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я спустился с перевала. Меня ждал красивый, но крайне неприятный сюрприз. Здесь не просто красивое озеро, а настоящее ледниковое море! И как мне спускаться вообще непонятно. Единственное, что я придумал – пройти верхом.

5 день

Вчера решил не спускаться. Испортилась погода, пошёл дождь.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

За ночь озеро немного осело. Я спустился сегодня, уже без особых напрягов.

Озеро Тихое, Горный Алтай
Озеро Тихое

Погода радует – с утра солнышко светит, греюсь.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я спустился к озеру Тихому. Кое-как спустился – много прижимов, много вертикальных стенок, приходилось туда-сюда петлять.

Озеро Тихое, Горный Алтай
Озеро Тихое

Жарко, но ничего хоть подсушусь. Пообедаю и нужно будет спуститься пониже. Часика 3-4 ещё пройду.

6 день

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я ухожу из долины Тихой в сторону Тальменье озеро. Погода пока хорошая, но вот уже забегали облачка.

Долина Тихая, Горный Алтай
Долина Тихая
Озеро Тальменье, Горный Алтай
Озеро Тальменье

Вот и озеро Тальменье. Озеро огромное – одно из самых больших на Алтае.

Немного занялся ориентиром.

7 день

Я иду к Хазинихинскому перевалу. Ещё далеко.

Долина Громотушки, Горный Алтай
Долина Громотушки

Вчера у меня получилась весьма насыщенная вторая половина дня. Я спустился на кордон, встретился с местными мужиками (егерями). Началась страшная гроза, оставшуюся половину дня и всю ночь грохотало. Я решил переждать там, отдохнуть. Меня угощали хариусом и жареным, и вяленым, и варёным. Поел, помылся в бане, с мужиками посидели… всё здорово!

Горный Алтай

Сегодня со свежими силами продолжаю путь и план как минимум встать под перевал Хазинихинский.

Вот уже показался нужный мне перевал. Сейчас спущусь к речке, пообедаю. И наверное, сегодня буду штурмовать.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Пробираюсь к перевалу Хазинихинский. Идётся неплохо. Здесь такой древний курум уже слежавшийся. Он почти горизонтальный.

Хазинихинский перевал, Горный Алтай

Вот я нахожусь на Хазинихинском перевале. Здесь очень ветрено и холодно. Вхожу в Катунский биосферный заповедник, в который у меня даже есть пропуск.

Озеро Изумрудное, Горный Алтай
Озеро Изумрудное

Наконец-то открылось озеро Изумрудное. Солнышко уже село за хребет. Я спускаюсь к озеру и там заночую. Хороший ходовой день.

Ужин в походе

Вот мой скромный ужин:

• суп-каша (больше каша рисовая сублимированная из пакетика). Я правда гречку хотел, но не угадал.
  • лучок с солью и маслом, который я насобирал по дороге, пока спускался (надо пользоваться дарами природы!).

8 день

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Спускаюсь по долине Хазинихи в сторону слияния с р. Иолдо. Карту вчера посмотрел, расстояние приличное. Но сегодня, конечно, дойду. Настроение хорошее, выспался.

Несколько слов о Катунском биосферном заповеднике:

- Катунский заповедник образован в 1991 году. В 1998 году вошёл в состав природного наследия ЮНЕСКО. На территории заповедника находятся множество озёр и ледников. Очень богатая флора и фауна. Много видов растений и животных, занесённых в Красную книгу.

- Если вы турист, то вам необходимо получить разрешение на посещение в администрации заповедника в с. Усть-Кокса.

- На территории заповедника запрещено разводить костры, разрешено это делать только в специально отведённых для этого местах.

- Посещение заповедника стоит 150 р. в день на человека.

- Официальный сайт заповедника - http://katunskiy.ru/
Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Только что наткнулся на свежий медвежий след на тропе. Возможно, медведь проходил пару часов назад. По этому поводу достал своё секретное оружие. Суть в том, чтобы медведь слышал приближение человека. Нужно издавать какие-то звуки, которые в дикой природе не встречаются. И медведь всеми возможными способами будет избегать встречи. Самая неприятная ситуация – встретиться с ним в режиме неожиданности. Тогда последствия могут быть весьма печальными…

Егеря, например, когда ходят тропами (ездят на лошадях). На шею лошади вешают колокольчик, чтобы медведь слышал, что кто-то идёт по тропе и нужно уступить дорогу. Я решил взять с собой свисток, он легче и не так будет на мозги капать! Колокольчик меня бы с ума свёл.

Вот я добрался по первой оборудованной стоянки, встретившейся мне. С медведем не встретился.

Здесь есть столик, лавочки, таблички с правильными словами. Здесь можно жечь костёр. Хотя, судя по костровищу, здесь этого давно никто не делал.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

И снова бродить… спускаюсь по Хазенихе, уже 4 раз тропа идёт в брод. Здесь хорошо — река разлилась широко и не так глубоко. В последний раз я бродил – вода была по пояс, а течение такое, что из последних сил стоишь. Надеюсь, бродов больше не будет…

Последствия селя

Вот последствия селя… силища… повыворачивало такие огромные деревья… видимо давно, деревья сухие. Егеря уже успели тропы пропилить.

Селевой вынос

Вот ещё селевой вынос, но этот более древний – всё уже заросло, деревья новые выросли уже на месте упавших старых, а старые почти все сгнили.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я почти пришёл на кордон. Осталось только туда спуститься.

Вот и сам кордон.

9 день

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я вышел с кордона. Ночевал на кордоне с мужиками. Хорошие мужики. Напоили меня чаем, накормили хлебом с редиской. Сейчас иду в сторону перевала Иолдо. Сегодня мне надо встать под перевал, ну или где-то рядом. Чтобы завтра, если погода позволит, взять Иолдо и Иолдо-Айры и спуститься к озеру Дарашколь.

Долина Иолдо, Горный Алтай
Долина Иолдо

Вот долина реки Иолдо.

След оползня

След свежего оползня. Прям совсем свежий, может пару месяцев назад сошёл. Мужики ещё тропу не протоптали конями.

Река Абиак, Горный Алтай
Река Абиак

Это река Абиак. Сумасшедшая река, хорошо, что есть мост.

Река Иолдо, Горный Алтай
Река Иолдо

Сейчас пойду вверх по реке Иолдо в сторону перевала.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Остановился попить водички на стоянке и обнаружил, что здесь вчера или позавчера проходила группа. Здесь, где примята трава, стояли две палатки (где-то 4-6 человек). Мне мужики на кордоне говорили, что передо мной за день проходила группа тоже на перевал Иолдо. Мне непонятно, почему они встали здесь – отсюда до перевала ещё пилить и пилить. Я думаю часа 4 точно. А отсюда до кордона 5-6 часов хода. Непонятно почему они не прошли дальше. Если они ночевали здесь, то вряд ли они под перевалом ещё будут стоять.

Змей в камнях

Не заметил змея в камнях… Чуть было не наступил…

Одноместная палатка

Моё скромное жилище — одноместная палаточка, лёгкая и компактная. Я под перевал не стал вставать, посмотрел по карте – до перевала осталось примерно 3 км (горизонтальных).

10 день

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Утром 10 дня я двинул в сторону перевала Иолдо. Погода отличная, небо чистое. Хотя только утро уже жарко. Пришлось надеть очки, т. к. иду прямо на солнце.

Я на перевале Иолдо.

Вот и ледник. Да, а ледник ушёл… Ледники тают неумолимо. Настолько быстро, что невооружённым глазом видно. Лет через 10 ледника совсем не останется. Грустно это…

Белуха в облаках

Я убедился, что я на Иолдо-Айры центральном, нашёл в туре записку…  Кстати, отсюда видно Белуху – далеко в облаках.

Нужно как-то спуститься, с ледником что-то страшное произошло. Он, видимо, подтаял снизу, сел. И вполне вероятно, что здесь на перегибе могли образоваться трещины. Я сначала с палочкой схожу без рюкзака, протыкаю, а потом уже буду спускаться с рюкзаком.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я вообще верю, что в природе всё циклично, один сезон сменяется другим и т. д. И если сейчас ледники тают, то когда-нибудь снова начнут намерзать. Но всё равно мне почему-то очень грустно смотреть на то, как огромные ледники прямо на глазах иссякают. Так мир устроен.

Поймал себя на мысли — иду и радуюсь, что взял с собой кошки. Сейчас шлёпаю себе по леднику и беды не знаю. До этого, все дни пёр эти кошки и думал, зачем их пру из-за одного единственного ледника. 10 дней тащил… Ну вот и пригодились!

Озеро Дарашколь, Горный Алтай
Озеро Дарашколь (в низине)

Озеро Дарашколь, красивое. С этого ракурса я его не видел. Прямо перед озером придётся бродить реку.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Вся долина – это одна сплошная река.

Я кое-как перебродил реку. Русел шесть я перешёл, глубиной по колено. А потом болотина бесконечная…

Озеро Дарашколь, Горный Алтай
Озеро Дарашколь

Вышел, иду вдоль озера, чувствую запах дыма от костра, значит, кто-то на озере есть.

11 день

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Иду вдоль Дарашколя. Сегодня буду спускаться в долину Кучерлы. Вчера встретил первых туристов на своём пути – группу из Вологды (5-6 человек). Хорошие ребята, вечер провёл с ними. Оказалось, что те следы под Иолдо от 2 палаток были их. У них там была днёвка по причине недомогания одного из участников. Кстати, вчера впервые у меня не поймала спутниковая связь почему-то.

Вот показалась Кучерла. Мне её надо будет как-то бродить. Народ встречал на тропе все говорят разное, но в одном сходятся – то, что брод выше пояса. Возможно, придётся нести рюкзак над головой, чтобы не замочить вещи. Спустимся — посмотрим.

Кучерла пройдена. Здесь какой-то добрый человек натянул верёвки, которые очень помогают. В одном месте до пояса не доставало, зато в другом было действительно выше пояса. Даже мне с моими 185 см роста на пузо захлёстывало. Без верёвки было бы тяжеловато перебрести. Рюкзак удалось даже не замочить. Вот там, где-то Кучерлинское озеро – моя конечная станция на сегодня.

Кучерлинское озеро, Горный Алтай
Кучерлинское озеро

А вот и Кучерлинское озеро, наконец-то я до него дошёл. Большое. Одно из самых больших озёр Алтая, правда, уже всё загаженное туристами, ну что поделать. За сегодня по-хорошему мне надо его всё пройти и в том конце где-нибудь встать. Будем стараться.

У Кучерлинского озера очень интересный цвет воды – молочный. Река где-то размывает глину, поэтому вода приобретает такой цвет. Глубины не видно из-за этого, но озеро глубокое. Проверять я не буду.

Всё чаще по тропе встречаются люди, большинство идут до Дорашколя. Таких, которые идут через перевал, как я, ещё не видел. Видимо, туризм приобретает другой стиль – приехать на неделю и сидеть на одном месте, на одном озере. Ходишь туда-сюда налегке. В принципе тоже неплохо, лучше, чем ничего. Но категория туристов совсем другая… Некоторые поздороваются просто и проходят мимо, а некоторые останавливаются и спрашивают откуда это я иду. Наверное, вид у меня уже совсем нетоварный и легко определить, что я иду откуда-то издалека.

Стоянка

Погода испортилась – посыпал дождик. Но мне уже всё равно, на сегодня я свой план выполнил – прошёл почти всё Кучерлинское озеро. Встал на стоянку. Сегодня буду ночевать здесь.

12 день

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

Я начал свой последний этап в текущем путешествии —  спуск с Кучерлинского озера в Тюнгур. Хоть я иду вверх, на самом деле это спуск. Расстояние здесь порядка 40 км. от озера до Тюнгура. Вчера у меня была шальная затея пройти это расстояние за день, но потом я понял, что не в этот раз. В результате пойду в 2 дня потихонечку, никуда не спеша. Тем более запас времени у меня ещё есть, продуктов соответственно тоже. Спешить не буду.

Кучерлинское озеро, Горный Алтай
Кучерлинское озеро с обзорной площадки

Я иду уже порядка 4 часов вдоль реки Кучерла в сторону Тюнгура. Если не считать обед и привалы. За это время вряд ли я прошёл более 12 км. Выход с маршрута это самая неинтересная и скучная часть похода, потому что поход ты вроде бы уже прошёл, все красивые места посмотрел, все перевалы слазил. Осталось только в деревню уйти и ехать домой. Но, чтобы уйти в деревню нужно пропилить 40 км. Это психологически трудно.

Поход по Катунскому хребту Горного Алтая

На Кучерлинском идёт дождь, всё закрыло, народ заливает сейчас. А у меня на чудесной полянке солнышко, тепло, птички поют, комары кусают. Думаю, часика 2 сегодня ещё пробегу и достаточно. Тропа вышла уже на пологие склоны, нет резких перепадов. Тропа стала лучше, скорость выросла. Думаю, что 8 км ещё точно пройду, останется не так много.

13 день

Я спустился в Тюнгур, иду в местный магазин закупиться вкусностями. Вечером у меня баня, а завтра утром меня уже заберут и повезут домой.

Что хотелось сказать: я ни в кое случае никого не пропагандирую и не призываю ходить в горы в одиночку! Это занятие довольно рискованное. На порядок более рискованное чем ходить в группе. Правда, есть что-то такое глубокое психологическое философское в одиночных походах. Абсолютное одиночество на протяжении довольно длительного времени приводит мозги в порядок, либо, наоборот, может свести с ума. Хотя, наверное, от человека зависит.

Путешествие моё можно считать законченным. Всем добра!

Горный Алтай

Фильм Дмитрия Клюкина про поход по Катунскому хребту Горного Алтая (все фото взяты из фильма) — Одиночный двухнедельный поход по Алтаю