Промозглый февраль, и чёрная толпа в метро… Усталость наваливается на плечи. Нескончаемая зима и тёмная полоска неба вызывает внутри чувство безысходности. До лета осталось полгода, а организм уже просит пощады. Хочет моря и солнца. И тут нам с друзьями приходит в голову шальная мысль – а что, если съездить на юг на два дня? Да-да, туда, где тепло и солнце… и море. В Крым!
Мы спешно смотрим билеты по маршруту Москва – Симферополь. Хорошо, что не сезон – цены отличные. Один клик на кнопку и мы счастливые пассажиры на утренний рейс! Покидав вещи в спортивный рюкзак, мы уснули.
В 5 утра направились в аэропорт. Пройдя регистрацию и зону досмотра, стали продумывать маршрут путешествия. Посмотрев на карту, в самой южной точке Крыма мы увидели Балаклаву. Узкая бухта окружена горными массивами, в прошлом – место швартовки подводных лодок. «Отлично», – решили мы.
Благополучно приземлившись, мы выскочили из самолёта и жадно вдохнули свежий тёплый воздух. Дорога от Симферополя до Балаклавской бухты простиралась вдоль холмистых полей жёлто-песочного цвета, и заняла по времени два часа по федеральной трассе через весь остров. Балаклавская бухта встретила нас приветливо громким криком чаек и шумом моря.
Разместившись в отеле, мы отправились в ближайший ресторан, чтобы перекусить. Заказав борщ с пампушками и крымское вино, мы стали изучать карту местности. Каково же было удивление, когда мы поняли, что наш отель “Мрия” (сейчас называется РОТА CHALET МАРИНА) находится не в самом центре города, как описано на сайте гостиницы. Но украинский борщ и вино сделали своё дело – мы расслабились и решили получать удовольствие от пребывания в Балаклаве.
Плотно пообедав, мы вышли на набережную к причалу. Пришвартованные лодки плавно качались на волнах. Солнечные зайчики отражались в морской воде. Дул лёгкий тёплый ветерок. Пахло весной. Мы смотрели на противоположный берег бухты. Там находился центр города. Идти пешком вдоль берега бухты нам не хотелось. Ехать с местным моряком в моторной лодке через бухту на высокой скорости опасались.
И тут нас осенила мысль! В пяти минутах на карте находился Балаклавский подземный музейный комплекс.
Адрес музея: г. Севастополь, Балаклавский р-н. Таврическая набережная 22
Официальныйи сайт: muzey-sevastopol.com
Не сразу догадаешься, что водный канал под каменной балкой – это музей. Пройдя по понтону через морской шлюз, мы оказались у кассы, купили билетик и стали ожидать экскурсию в мир подводных лодок.
Из двери бункера вышла грузная женщина и громким голосом стала зазывать группу на экскурсию. Экскурсовод предупредила нас, что экскурсия будет проходить на двух объектах:
- Объекте 825 (подземный комплекс с морским каналом и сухим доком по ремонту подводных лодок);
- Объекте 820 (база хранения и подготовки ядерных боеприпасов для подводных лодок).
От фразы «ядерные боеприпасы» стало не по себе. Однако мы проследовали внутрь бункера с группой.
Первый транспортный зал с чёрно-белыми фотографиями Балаклавской бухты и причаленными подводными лодками производил впечатление таинственности объекта. Объект начали строить в СССР в 1954 году в строгой секретности. С 1957 года Балаклава – это закрытый пункт, въезд только по спецразрешению. Необходимость в строительстве была вызвана угрозой ядерной атаки на СССР со стороны США.
Мы продвигались по бетонному подземному коридору с красными фонарями и слушали голос экскурсовода. По мере продвижения вглубь объекта в голове происходило осознание грандиозности и величия секретного объекта СССР. В период холодной войны Балаклавская бухта – это секретный противоатомный подземный комплекс, который выдерживает прямое попадание ядерной бомбы мощностью 100 килотонн. А это в 5-7 раз мощнее бомбы в Хиросиме.
Далее мы попали в док, где ремонтировались подводные лодки. Подводная лодка высотой с пятиэтажный дом заходила в шлюз, воду откачивали, строили деревянные леса, и производился ремонт. Сотрудники секретного судоремонтного завода ремонтировали подводные лодки, но не подозревали о существовании за бетонной стеной второго секретного Объекта номер 820.
На Объекте 820 в условиях строжайшей секретности производилась сборка и хранение ядерных боеприпасов для подводных лодок. В случае ядерной войны за несколько минут ядерные боеголовки размещались на подводной лодке. Подлодка выходила в море для совершения ядерного удара.
Мы вышли из тёмных подземных переходов на свет. Ощущение восхищения научной мыслью и воплощения её в реальности силами людей не покидало нас. Целая эпоха вместе с СССР канула в Лету. Секретный объект превратился в музей с входным билетом за 150 рублей. Всю ночь мы рассуждали об этом и не могли уснуть.
Утром, очнувшись от звона колоколов церквушки, мы проснулись. Надо было разведать центр города и подняться в горы. Закинув рюкзаки на плечи, мы отправились по дороге вдоль берега бухты на противоположную сторону.
В центре города располагались магазинчики с сувенирами и товарами. Заглянув в местную пекарню, мы не смогли отказаться от свежей выпечки. А в магазине вин приобрели бутылку Инкерман. Дальше находились магазины одежды с морской тематикой – тельняшки, фуражки. Головной убор капитана нам бы вряд ли пригодился в Балаклаве, а вот от покупки тёплой тельняшки мы не смогли отказаться.
Мы продвигались к набережной, где местные моряки продавали рыбу. Чего здесь только не было! Свежая и копчёная рыба, и даже свежие устрицы! Увидев, как продавец ловко вскрывает раковины устриц и поливает их лимонным соком, я не удержалась и решила попробовать этот деликатес. Дождавшись своей очереди, получив заветную раковину, мы направились к пирсу.
К нам подбежал местный усатый моряк и со словами:
— Вы в первый раз кушаете устриц?
— В первый, — пробурчала я, не понимая, зачем он интересуется.
— Ну, тогда загадывайте желание!
Дальше последовала подробная инструкция от опытного моряка, как пить устриц.
Зажмурив глаза и следуя советам «знающего человека», я решилась проглотить бесформенную массу как можно быстрее. Однако, проглотив устрицу, я почувствовала необычайное послевкусие, которое меня поразило…
Возвращались мы к пункту выдачи устриц ещё два раза. Остановиться мне помог только голос разума и осознание того, что вечером надо лететь на самолёте обратно. Прикупив копчёной рыбы и запихав провизию в рюкзак, мы стали подниматься в горы по узкой тропинке к крепостным сооружениям.
На склонах горы Крепостная сохранились руины генуэзской крепости Чембало. Построили крепостной комплекс в 1343 году. Оказавшись среди старинных руин, и наблюдая с высоты птичьего полёта изгибы Балаклавской бухты, забываешь о мелочах и повседневных заботах. Казалось, время остановилось. И даже мелкий дождик и запах копчёной рыбы органично вписывались в пейзаж Балаклавы.
Через пять часов нас ожидал самолёт в снежную февральскую Москву. Уезжать не хотелось. Энергетика Балаклавской бухты зацепила наши сердца и больше не отпускала.
Ирина Петрова
Добавить комментарий