В июне 2016 года мы с друзьями решили пойти в поход по национальному парку «Югыд Ва», что на Приполярном Урале, в Республике Коми (объект всемирного наследию ЮНЕСКО). Изначально планировалось совершить сплав на катамаране и байдарке по рекам Балбанью и Кожим, но впоследствии в маршрут была добавлена пешая часть с восхождением на самую высокую точку Уральской гряды – гору Народная.
Путешествие наше началось со встречи с друзьями на Ярославском вокзале столицы, где мы за несколько этапов перетащили огромное количество снаряжения (лодки, рюкзаки, провизия) в вагон. Первым походным испытанием, с которым мы успешно справились, стала необходимость разместить объёмный багаж в тесном плацкарте.
Далее нас ожидала долгая дорога на север. Спустя две ночи и день, мы прибыли в город Инту. Здесь уже ожидал, заказанный ранее у администрации национального парка, вездеход «Урал». Именно он должен был забросить нас на точку начала маршрута.
Отдельно стоит заметить, что при планировании похода по «Югыд Ва», необходимо заблаговременно сообщить в парк свои данные и предполагаемый маршрут, оплатить посещение (300 рублей с человека).
Прибывая в Инту невозможно не заметить большое количество мошки, которая живёт прямо в городе и кусается среди бела дня. Встречи с местными насекомыми мы ожидали позднее, в лесу.
Спасением от укусов стал ветер, ворвавшийся в окна вездехода, когда мы стартовали в парк.
Впереди нас ожидали 8 часов езды по бездорожью, рекам, камням, грунтовым дорогам. Наградой за тряску были великолепнейшие виды, открывавшиеся взору в этих местах.
На половине пути заехали на базу Сана Вож, где оставили часть вещей для сплава, бесполезных в пешей части маршрута. Сюда мы должны были вернуться через несколько дней, после восхождения на гору Народная, и начать водную часть путешествия.
Через несколько часов «Урал» доставил нас до нужной точки. Выгрузили вещи, перекусили и начали движение в сторону Народной. Нас окружала северная природа: горы, каменистые русла рек, редкие чахлые деревца.
Вечерело и после нескольких часов пути мы встали на первую стоянку около озера. Ввиду отсутствия деревьев, костёр не разжигали, а ужин (макароны с тушёнкой) приготовили на газовой горелке. Отбой.
На следующий день предстояло восхождение на гору Народная, до вершины которой от нашего лагеря и обратно по перепадам высот было 24 километра.
Утро выдалось пасмурным и дождливым. Позавтракав, выдвинулись в путь. Идти приходилось и по равнинной местности, и по камням в руслах рек. Спустя какое-то время добрались до ледника, зажатого между двумя скалами. По нему продолжили путь наверх.
Погода была крайне переменчива, то дождь и ветер, заставляющий кутаться в плащи, то жаркое солнце, вызывающее желание напиться из чистых горных ручьёв.
Ближе к вершине путь становился всё трудней, а подъём круче. Приходилось лезть верх по камням. В середине дня мы достигли желанной точки – вершины горы Народной.
Воодушевлённые и радостные обозревали открывавшиеся с высоты виды гор. Именно в этих местах, как мы знали, проходит географическая граница Европы и Азии, Тюменской области и Республики Коми.
Запечатлев на память горные пейзажи, двинулись вниз. Обратный путь занял ещё полдня. К вечеру, уставшие, но довольные, вернулись в лагерь. Силы были только на ужин, после которого все разбрелись по палаткам. Не успели застегнуть в них молнию, как услышали раскаты грома и последующую за ними грозу. Нельзя было не порадоваться тому, что непогода не застала нас в горах, а спать под капли дождя было даже уютней.
Следующие два дня нам предстояло идти от лагеря в предгорье до базы Сана Вож, где мы оставили вещи и откуда должны были начать сплав.
Суровые горные пейзажи постепенно сменялись более живописными лесными.
Добравшись до базы, остановились там на ночёвку. Ранее у администрации национального парка нами был забронирован домик и баня. Здесь мы должны были отдохнуть от пешей части похода и подготовиться к водной.
Вымывшись в бане и поужинав сваренным на костре борщом, легли спать в домике. Следующий день был холодный и мокрый. Пришло время заняться плавсредствами: собрать катамаран, надуть байдарку. Не лишним было потратить время и на сбор грибов. Подосиновики в этих местах росли в огромном количестве.
После отдыха пришла пора сплава! Первый день обещал быть самым тяжёлым, из-за порогов на реке Балбанью. Друзья плыли на катамаране, мы же шли на байдарке. Река бурлила, шумели перекаты. Захлёстывало лодку постоянно. Время от времени приходилось останавливаться и сливать ледяную воду.
Каким-то чудом за целый день мы ни разу не перевернулись и благополучно встали на стоянку ближе к вечеру.
Мошка и комары в лесах кусали нещадно. Когда первая ложилась спать, просыпались вторые. Сразить их наповал могли только ночные заморозки, которые время от времени случались.
Последующие дни сплава были более спокойные. Река Кожим, в которую впала Балбанью, стала тихой и широкой, с островами посередине. Берега были то скалистыми, то лесными.
В середине сплава сделали днёвку на красивом высоком месте. Построили походную баню, собрали и приготовили грибы.
А уже через несколько дней наше водное путешествие подошло к концу. Последний раз переночевали в палатках, собрали плавсредства. Пешком дошли несколько километров до ЖД станции под названием 1952 км, откуда на поезде, состоящем из двух вагоном, доехали до Инты.
Имея в запасе несколько часов, прогулялись по городу. Главной достопримечательностью Инты, основанной в 1930-е годы, является водонапорная башня, стилизованная под кремлёвский шпиль. Сейчас там находится музей истории политических репрессий, который мы посетили.
Поздним вечером настало время прощаться с Коми и грузиться в поезд до Москвы. Впереди был путь, длиною в две тысячи километров, завершающий наше большое и полное незабываемых приключений путешествие на Приполярный Урал.
Автор статьи: Дарья Тихомирова
Добавить комментарий