Россия – морская держава с богатой историей. Славу отечеству создавали как военные баталии, так и географические открытия, сделанные военными моряками. Большинство экспонатов, рассказывающих о выдающемся прошлом, находится в экспозиции Центрального военно-морского музея в Санкт-Петербурге. Музей располагает рядом филиалов, посвящённым выдающимся объектам. Одним из них является подводная лодка «Народоволец», пришвартованная навечно на постамент в Шкиперском протоке Васильевского острова в Санкт-Петербурге.

История подводной лодки

"Народоволец", старые фото
Спуск на воду подводной лодки Д-2 «Народоволец» 19 мая 1929 г. Фото с сайта — navalmuseum.ru

С 1923 года для Красной армии разрабатывался проект первой серии подводных лодок. Документация была готова в 1926 году, а 5 марта 1927 года на Балтийском заводе в Ленинграде началось строительство трёх первых субмарин. Работа оказалось непростой, потребовались закупки ряда сложных узлов за рубежом. Подводные корабли спустили на воду в 1928-1929 гг., а на боевое дежурство они заступили в 1930-1931 гг. В 1933 году три подводных лодки, произведённые на Балтийском заводе в Ленинграде, прошли через Беломорканал в порт Мурманска и вошли в состав Северной военной флотилии.

Первая партия выпущенных субмарин состояла из 6 судов: 3 из них произведены на Балтийском заводе, а ещё 3 на заводе в г. Николаеве. Их судьба сложилась по-разному. У лодки «Народоволец» она получилась наиболее благоприятной.

Субмарина «Народоволец» стала второй по времени производства. Она была заложена 5 марта 1927 года, спущена на воду 19 мая 1929 года, введена в строй 6 сентября 1931 года. С 1933 по 1939 год «Народоволец», который стал называться Д-2, был в составе Северного флота и внёс заметный вклад в освоение новых морских просторов на севере страны.

"Народоволец", старые фото
Д-2 в роли учебно-тренировочной станции. Фото с сайта — navalmuseum.ru

В сентябре 1939 года корабль возвратился в Ленинград для модернизации и капитального ремонта. До начала войны Д-2 не успел вернуться на Северный флот, а стал дееспособной только к лету 1942 года. В первый боевой поход он вышел из Кронштадта 23 сентября 1942 года. На следующий день лодка попала в противолодочную сеть и получила повреждения. За два дня команда не дала обнаружить своё судно и осуществила в море его ремонт.

В октябре «Народоволец» патрулировал акваторию западной части Балтийского моря. Четыре выхода на боевое дежурство результатов не дали. При пятом походе 14 октября торпедой был потоплен немецкий транспортный корабль с грузом угля. 19 октября Д-2 атаковал караван вражеских судов, нанеся значительные повреждения парому, которому потребовались 4 месяца восстановительного ремонта. 25 немецких солдат было уничтожено, 27 получили ранения.

"Народоволец", старые фото
В плавучем доке накануне окончания работ, 1989 г. Фото с сайта — navalmuseum.ru

К сведению. На протяжении военных лет всеми боевыми операциями лодки руководил Р. В. Линдерберг, покинувший пост командира в 1945 году в чине капитана II ранга.

После войны лодка оставалась в составе Балтийского флота. В 1956 году с неё сняли вооружение и стали использовать для тренировок и испытаний.

Позже в 1989 году постановление правительства предписало создание на базе субмарины «Народоволец» мемориального комплекса, посвящённого героизму подводников в годы войны и труду её создателей. В этом же году лодку установили на постамент в Шкиперском протоке, после чего она стала мемориальным музеем. В 1993 году, в присутствии президента РФ и высшего командования флота, на лодке Д-2 открыли музейную экспозицию.

Описание «Народовольца»

"Народоволец", Санкт-Петербург
Фото с сайта — ВКонтакте

Подводный корабль имел прочный корпус, разделённый на семь отсеков водонепроницаемыми перегородками:

1 – носовой торпедный;

2 – аккумуляторный;

3 – аккумуляторный, жилой;

4 – центральный пост, боевая рубка;

5 – аккумуляторный;

6 – дизельный;

7 – кормовой торпедный.

Экипаж лодки состоял из 53 человек. На вооружении находилось 8 торпедных 533 мм аппаратов, с боезапасом 14 торпед. Из них – 6 носовых, 2 – кормовых. Имелось два артиллерийских орудия 45 мм (зенитная пушка) и 100 мм. Предельная глубина погружения составляла 90 м при автономности до 40 суток.

"Народоволец", Санкт-Петербург
Фото с сайта — planetadorog.ru

Водоизмещение составляло:

  • подводное – 1360 т;
  • надводное – 940 т.

Субмарина по водоизмещению относилась к среднему типу подводных лодок. Её осадка достигала 3,64 м при длине 76,6 м и ширине 6,4 м. Корабль мог развивать скорость, узлов:

  • надводная – 14,5;
  • подводная – 9,5.

Энергетическая установка «Народовольца» состояла из 2-х дизельных двигателей по 1100 л. с., и двух электродвигателей по 525 л. с.

При модернизации лодки в 1939-1942 гг. на ней был произведён ряд конструктивных доработок и установлена шумопеленгаторная станция «Марс-16».

Экспозиция подводной лодки «Народоволец»

Подводная лодка

"Народоволец", отсек №1: запасные торпеды и койки экипажа
«Народоволец», отсек №1: запасные торпеды и койки экипажа. Фото с сайта — navalmuseum.ru
"Народоволец", отсек №3: рубка штурмана
«Народоволец», отсек №3: рубка штурмана. Фото с сайта — navalmuseum.ru
"Народоволец", отсек №4
«Народоволец», отсек №4: Боевой пост по управлению горизонтальными носовыми и кормовыми рулями. Фото с сайта — navalmuseum.ru

7 отсеков подводной лодки стали залами музейной экспозиции:

  • 1 — входной люк, торпедные аппараты, цистерны, подвесные койки личного состава, рундуки;
  • 2 — группа аккумуляторов – 60 шт., с акустической рубкой и радиостанцией;
  • 3 — аккумуляторы и помещения для жилья офицеров, кают-компания, камбуз, цистерны с топливом;
  • 4 — главный командный пункт, цистерны – быстрого погружения и уравнительная, насос для отлива воды и воздуходувка для всплытия;
  • 5 — аккумуляторы, цистерна с маслом, воздуходувка, жильё старшин;
  • 6 — дизельный отсек и часть дополнительного оборудования;
  • 7 — основные электромоторы с системой управления, торпедные аппараты, рулевые приводы, подвесные койки.

Береговой павильон

"Народоволец", береговой павильон
«Народоволец», береговой павильон. Фото с сайта — navalmuseum.ru
"Народоволец", береговой павильон
«Народоволец», береговой павильон. Фото с сайта — navalmuseum.ru
"Народоволец", береговой павильон
«Народоволец», береговой павильон. Фото с сайта — navalmuseum.ru

Экспозиция берегового павильона представлена в 3-х залах:

  • Зал №1. Здесь можно узнать о начале строительства советских подводных лодок в 20-е и 30-е годы. На стендах размещено стрелковое оружие экипажа лодки «Народоволец» и немецкое трофейное. Представлен макет лодки Д-2 с продольным разрезом.
  • Зал №2. Эта экспозиция рассказывает о всех типах подводных лодок, выпускавшихся в СССР. Представлено более 20 типов дизельных и атомных субмарин, баллистические и крылатые ракеты, используемые в их вооружении.
  • Зал №3. Зал посвящён материалу о героических лодках:
    • Л3 под командованием Грищенко П. Д. и Коновалова В. К.;
    • Щ303 под командованием Травкина И. В.

Также представлена картина потопления немецкого лайнера подводной лодкой С13 под командованием Маринеско А. И.

Как добраться

Подводная лодка "Народоволец", Санкт-Петербург
Фото с сайта — planetadorog.ru
Адрес музея «Подводная лодка Д-2 «Народоволец»: г. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Шкиперский проток, 10. 
Официальный сайт музея: navalmuseum.ru

Ближайшая ст. метро «Приморская». Далее троллейбус №10, автобусы №7, №151. Остановка «Шкиперский проток».

Подводная лодка "Народоволец", Санкт-Петербург
Фото с сайта — olegeverzov.ru

Музей «Подводная лодка Д-2 «Народоволец» интересный объект для тех, кто интересуется техникой и вооружением. Экспозиция музея будет полезна в деле воспитания патриотической молодёжи и гордости за нашу страну.