Зимний дворец является интереснейшим объектом для российских и зарубежных туристов. Построенный в XVIII веке, как царская резиденция, призванная восхищать всех величием царского двора, он до сих пор вызывает восторг своим великолепием. Смотреть собрания Эрмитажа в залы Зимнего дворца устремляются многие тысячи любителей прекрасного.

История Зимнего дворца

Зимний дворец
Зимний дворец. Фото с сайта — putnik8.com

Зимний дворец начали строить по велению императрицы Елизаветы. Проект был утверждён в 1754 году. Архитектор Растрелли выполнил его в стиле барокко, хотя в процессе работы вносились изменения в сторону классицизма. Елизавета Петровна не дождалась завершения строительства и первой хозяйкой нового архитектурного шедевра стала Екатерина II.

Новая императрица продолжила заниматься внутренней отделкой помещений дворца. В 1764 году Екатериной положено начало собиранию коллекции живописи Эрмитажа. При ней рядом с дворцом началось строительство дополнительных зданий, формировался дворцовый комплекс.

Активно занимался интерьерами дворца Николай I. Большей частью для него работа была вынужденной, так как в 1837 году Зимний дворец катастрофически пострадал от пожара, уничтожившего большинство шедевров Росси, Кваренги и Монферрана. Всё же, работы по восстановлению внутреннего убранства, проведённые под руководством Василия Стасова и Александра Брюллова, оказались успешными. Дворец снова предстал во всём своём великолепии, хотя ряд помещений был оформлен по-новому.

Зимний дворец, Санкт-Петербург
Фото с сайта — costacruises.ru

С 1904 года основной императорской резиденцией становится Александровский дворец в Царском Селе. Зимний превращается в музей.

В годы Первой мировой войны часть залов дворца была отдана под госпитали. После Февральской революции в Зимнем заседало Временное правительство. В советское время все коллекции стали собственностью государства. Зимний дворец вошёл в состав музейного комплекса «Эрмитаж».

Коллекции музея пережили Великую Отечественную войну в эвакуации. Сейчас в Зимнем дворце хранятся работы художников и скульпторов, археологические коллекции, произведения декоративно-прикладного искусства со всего мира.

Особенности архитектуры

Зимний дворец, Санкт-Петербург
Фото с сайта — открытыйгород.рф

Зимний дворец построен в стиле барокко. Фасады обращены к Дворцовой площади, Неве и Адмиралтейству. Сооружение грандиозно по размерам и имеет более тысячи помещений. Каждый фасад согласовано вписан в окружающее пространство.

Несмотря на многочисленные перестройки, основное здание сохранило вид и идеи, заложенные Растрелли.

Что посмотреть в Зимнем дворце

Иорданская лестница

Зимний Дворец. Иорданская лестница
Зимний Дворец. Иорданская лестница. Фото с сайта — sputnik8.com

Архитектурный стиль барокко впервые сделал лестницы важным элементом интерьера. Если ранее, они удовлетворяли функциональные потребности, то в барокко становятся украшением зданий.

Растрелли, проектируя лестницу, использовал опыт итальянских зодчих, реализованный, прежде всего, в строениях Генуи. Анфилада комнат первого этажа заканчивалась парадной лестницей, по которой поднимались на второй этаж, где располагались наиболее торжественные залы и галереи.

Высокие двухэтажные залы лестницы и свет от нижних и верхних ярусов окон создают ощущение торжественности. Вход в анфиладу второго этажа оформлен порталом с колоннами. Второй ярус стен лестницы украшают аллегорические статуи.

После пожара 1837 года во дворце была проведена реставрация, частично нарушившая композицию, задуманную Растрелли. Всё же архитектор Стасов сумел сделать лестницу интересной, многие десятилетия восхищающей посетителей.

С момента постройки в XVIII веке лестница называлась Парадной. Позже она стала Посольской. Последнее её название Иорданская. По ней в Крещение царская семья спускалась к проруби-иордани на Неве.

В наши дни Иорданская лестница – главная парадная лестница дворца.

Петровский зал

Зимний Дворец. Петровский зал
Зимний Дворец. Петровский зал. Фото с сайта — guruturizma.ru

Зал появился после реконструкции, которая выполнялась по указанию Николая I.

Работа проводилась в 1833 году под руководством Монферрана. Помещение вскоре пострадало при пожаре и был восстановлено близким к оригиналу Стасовым.

Зал имеет второе название Малый Тронный. Он посвящён памяти Петра Великого. Использовался для небольших приёмов. Здесь также принимала поздравления с Новым годом царская семья.

Центром композиции зала является ниша, оформленная как Триумфальная арка. На фоне монументальной картины, где изображён Пётр I с богиней мудрости Минервой, на переднем плане находится серебряный трон. В верхней части стен разместились росписи баталий Северной войны. Стены зала покрыты красным бархатом.

Лоджии Рафаэля

Зимний Дворец. Лоджии Рафаэля
Зимний Дворец. Лоджии Рафаэля. Фото с сайта — hermitagemuseum.org

Императрица Екатерина II увидела в альбоме росписи Папского дворца в Ватикане. Восхитившись шедевром, она возжелала созерцать у себя во дворце их точные копии. Для проведения работ было получено разрешение главы римско-католической церкви.

Проект выполнялся одновременно в двух местах. В Петербурге, вызванный из Италии архитектор Кваренги, возводил под лоджии специальный корпус. В Ватикане группа художников делала копии фресок, созданных Рафаэлем с учениками.

Привезённые холсты с копиями на библейские сюжеты заняли свои места в галерее. Многие годы они радуют посетителей. В Великую Отечественную войну галерея удачно пережила немецкие бомбёжки. Шедевры не пострадали.

Военная галерея 1812 г

Зимний Дворец. Военная галерея 1812 г
Зимний Дворец. Военная галерея 1812 г. Фото с сайта — hellopiter.ru

Одна из галерей Зимнего дворца носит название военной. На её стенах 332 портрета русских генералов, участников баталий 1812 года. Работы были выполнены английским художником Джорджем Доу, которого пригласил Александр I.

Зал галереи, спроектированный Карло Росси, был построен в 1826 году. Под него было выделено несколько небольших комнат, место которых он и занял, появившись между Белым Тронным и Большим Тронным залами.

В 1830-е годы галерея пополнилась большими конными портретами императора Александра I и его союзников: короля Пруссии Фридриха-Вильгельма III и императора Австрии Франца I.

В советское время в галерее появилось ещё несколько полотен. В том числе 4 портрета дворцовых гренадер. И две батальные картины: «Бородинское сражение» и «Отступление французов через Березину».

Малахитовая гостиная

Зимний Дворец. Малахитовая гостиная
Зимний Дворец. Малахитовая гостиная. Фото с сайта — zen.yandex.ru

Была создана в 1838 году для супруги Николая I Александры Фёдоровны. Недавно открытый на Урале малахит, был в то время на пике моды и его решил применить для украшения зала архитектор Александр Брюллов.

Сочетания зелёного уральского камня в отделке колонн, каминов и пилястров, позолоты и малинового бархата создало великолепный интерьер. Малахитовые покрытия выполнялись с использованием новой декоративной техники «русской мозаики».

На поверхность наклеивались малахитовые пластины. Стыки между ними засыпали малахитовой крошкой. После совместной шлифовки получалась единая малахитовая поверхность без швов. На отделку гостиной ушло около двух тонн поделочного камня.

Помещение создавалось после пожара здания и дошло мало изменившимся до наших дней. В интерьерах использовалась мебель, изготовленная в мастерской Генриха Гамбса по рисункам Монферрана, не пострадавшая при пожаре.

Интересный факт. Фамилия мебельного мастера хорошо нам известна по роману Ильфа и Петрова «12 стульев». Знаменитый гарнитур, описанный авторами, был сделан мастером Гамбсом, одним из продолжателей семейного дела.

В 1917 году зал частично изменился. Его приспособили под заседания Временного правительства.

Золотая гостиная

Зимний дворец. Золотая гостиная
Зимний дворец. Золотая гостиная. Фото с сайта — vladkonst.tourister.ru

Гостиная, которая принадлежала императрице Марии Александровне, супруге Александра II, выделяется своей роскошью. Хотя изначально это были достаточно скромные покои, отделанные белым мрамором. Их проектировал тот же Брюллов. Преобладающим цветом отделки золотой стал позже, когда гостиная обновлялась по проекту архитектора Штакеншнейдера.

В новом варианте вся поверхность зала: стены, потолок, паркет, двери и мебель приобрели золотой цвет. Однотонную отделку оттеняло мозаичное панно на камине и колонны из яшмы.

Золотая гостиная была парадным залом императрицы. Здесь давались балы, проходили семейные торжества, наряжалась рождественская ёлка. Композиционно Золотая и Малахитовая гостиные являются единым ансамблем.

Георгиевский зал

Зимний Дворец. Георгиевский зал
Зимний Дворец. Георгиевский зал. Фото с сайта — sputnik8.com

Первоначальный облик самого торжественного зала, облицованного самоцветами, не сохранился. В отреставрированном после пожара варианте Стасов применил для отделки белый каррарский мрамор.

Над тронным местом находится мраморный барельеф, на котором Григорий Победоносец поражает копьём дракона. Паркет изготовлен из 16 пород дерева. Позолоченный орнамент потолка повторяет рисунок паркета.

В этом зале проходили официальные приёмы и церемонии. Большой трон был изготовлен в 1732 году в Лондоне по заказу императрицы Анны Иоановны.

В советское время тронное место разобрали. А после Великой Отечественной войны вместо тронного места появилась карта СССР из самоцветов площадью более 26 м2.

К сведению. Самоцветная карта является шедевром рук советских мастеров. Экспонируясь на зарубежных выставках, она завоевала не одну награду. В настоящее время её можно увидеть в Горном институте Петербурга.

В 2000 году после реставрации Тронное место восстановили, и зал стал таким, как прежде.

Будуар

Зимний Дворец. Будуар
Зимний Дворец. Будуар. Фото с сайта — sergeev.org

У императрицы Марии Фёдоровны во дворце было несколько комнат. Одной из них является будуар. Первоначальный интерьер помещения не сохранился. Сейчас можно увидеть более поздний декор, который создал в 1853 году архитектор Боссе.

Основными элементами, создающими залу царственный вид, являются шелка гранатового цвета. Значительная часть поверхности стен и потолка украшены золочёными орнаментами. Находящийся в комнате гарнитур, помнит саму хозяйку будуара. К сожалению, сохранились не все предметы.

Концертный зал

Зимний Дворец. Концертный зал
Зимний Дворец. Концертный зал. Фото с сайта — victoriaartist.ru

Зал замыкает Невскую анфиладу. В нынешнем виде его создал Стасов в 1837 году. Интерьер помещения выполнен в классическом стиле. Оформление здесь строгое в белой гамме. Особенностью зала являются расположенные попарно колонны, на которые опирается карниз. А на карнизе находится богатая коллекция скульптур, посвящённых античным богиням и музам.

Наиболее ценный экспонат в этом зале – гробница Александра Невского, созданная по заказу императрицы Елизаветы Петровны.

Гробница святого Александра Невского, изготовленная из чистого серебра – шедевр русского барокко, в котором проявилось высочайшее мастерство ювелиров Петербурга. Вес надгробия около 1,5 тонн.

Эрмитажный театр

Зимний Дворец. Эрмитажный театр
Зимний Дворец. Эрмитажный театр. Фото с сайта — showmerussia.com

Входит в комплекс зданий Зимнего дворца, имея своё строение. Фасад обращён к Дворцовой набережной. Построен в 1787 году архитектором Кваренги. Внешнее убранство здания было закончено в 1802 году. Несколько позже, театр был соединён с основным дворцом арочным переходом.

Зрительный зал на 250 мест, имеет форму античного амфитеатра и окаймлён мраморными полуколоннами. В нишах установлены покровители театра – Аполлон и античные музы. Над ними выполнены барельефы знаменитых музыкантов и поэтов.

Сегодня на сцене театра дают представления музыкальные коллективы. Зал славится своей акустикой.

Интересный факт. Несмотря на популярность европейской музыки, театр открылся постановкой оперы российского композитора М. Соколовского «Мельник, колдун, обманщик и сват».

Большая церковь Зимнего дворца

Большая церковь Зимнего дворца
Большая церковь Зимнего дворца. Фото с сайта — drive2.com

Церковь служила домовой церковью императорской семьи. Построенная Растрелли в 1763 году, она была спроектирована не по классическим канонам, поскольку архитектор старался вписать интерьеры храма в единую концепцию убранства Зимнего дворца.

При пожаре 1837 года, церковь существенно пострадала. Стасов, воссоздававший храм, максимально бережно старался приблизить новый вариант к первоначальному виду. Хотя многие элементы делались упрощёнными. Например, резные элементы из дерева заменялись деталями из папье-маше. Обновлённый храм был освящён в 1839 году.

В церкви молились только члены семьи императора. По высочайшему соизволению некоторые придворные приглашались на вынос иконы в престольный праздник.

В конце XIX века у храма на крыше дворца появилась звонница с пятью колоколами. С 30 октября 1917 года Зимний дворец объявлен музеем, а Большая церковь стала одним из залов, открытых для посещения.

Советы туристам

Зимний Дворец
Зимний Дворец. Фото с сайта — wikiway.com

Билет в Зимний дворец можно купить в кассе или через интернет. Нужно иметь в виду, что посетить всё за один день невозможно, не хватит времени и сил. Официальный сайт музейного комплекса — www.hermitagemuseum.org/.

Первый четверг каждого месяца вход бесплатный. Музей закрыт по понедельникам.

Как добраться

Зимний Дворец, Санкт-Петербург
Зимний Дворец, Санкт-Петербург. Фото с сайта — 29palms.ru

На метро. Зимний дворец находится ближе всего к трём станциям метро: Адмиралтейская – 700 м, Невский проспект – 900 м, Гостиный двор – 1,3 км.

На автобусе подойдут маршруты 7, 10, 24,191.

Троллейбус 1, 7, 19, 11.

Остановка Дворцовая площадь.

Адрес Зимнего дворца: Дворцовая площадь д. 2 / Дворцовая набережная д. 38.

Где остановиться

Зимний Дворец в Петербурге
Зимний Дворец в Петербурге. Фото с сайта — blog.ostrovok.ru

Петербург город массового туризма. Поэтому хорошим вариантом будет бронирование жилья заранее.

Стоит помнить, что есть несколько высоких сезонов, когда цены значительно увеличиваются. Прежде всего, это время белых ночей, обычно с 26 мая по 16 июля. Сюда же стоит отнести:

  • новогодние и школьные каникулы;
  • майские праздники;
  • день ВМФ.

Рассчитывать на хорошее недорогое жильё в это время нереально.

Предлагаемое варианты можно разделить на несколько категорий: отели, апарт-отели, хостелы, частный сектор.

Если вы едете посмотреть исторические достопримечательности, то постарайтесь найти место проживания в Центральном или Адмиралтейском районе, где находится большинство интересных объектов.

В случае если такой вариант не находится, ищите жильё в более удалённых районах. Очень важна его пешая доступность от метро, в противном случае можете провести время на экскурсии «Петербург – город пробок».

Зимний Дворец
Зимний Дворец. Фото с сайта — modamix.net

Зимний дворец великолепное творение архитектуры. Его можно смотреть бесконечно, и всегда находить новые интересные детали, созданные человеческим гением. Всё же следует понимать масштаб этого сооружения. Перед посещением стоит подготовиться, выбрать самые привлекательные места для осмотра. И тогда получится полноценно насладиться этим шедевром.