В июле 2012 года наша семья отправилась в небольшой тур выходного дня: Санкт-Петербург – Псков – Изборск – Печоры – Пушкинские горы. Мы изучили предложения разных компаний, однако пришли к выводу, что траекторию тура лучше составить самостоятельно, изредка прибегая к услугам экскурсоводов в отдельных местах.

Субботним утром мы прибыли на один из автовокзалов Санкт-Петербурга. Отправление нашего автобуса состоялось в 7 часов утра. В 12 часов мы прибыли на автовокзал города Псков. Сразу оттуда мы отправились смотреть главную достопримечательность города – Псковский Кром (Кремль).

Сам Кремль окружает не менее известная Псковская крепость, которую часто называют сердцем или ядром крепости. Согласно летописным записям, сам Кремль и крепость были построены ещё в XII веке.

На территории Кремля в древности собиралось вече и проводились массовые народные гуляния и празднования. Стоит отметить, что в 2013 Псковский Кром вошёл в десятку «символов России». Сердцем же самого Кремля вот уже много столетий является Свято-Троицкий Собор с Колокольней. Это уже четвёртое здание известного православного храма, построенное в 1689 году. Предыдущие здания сгорали в пожарах или разрушались временем.

Свято-Троицкий собор, г. Псков
Свято-Троицкий собор, г. Псков
Колокольня Свято-Троицкого собора, г. Псков
Колокольня собора

Отобедав в ресторане «Башня», который расположен рядом с Кромом (этот ресторан я настоятельно рекомендую к посещению – очень вкусные блюда по приемлемой цене в центре города), мы присоединились к группе туристов, отправляющихся из Пскова в Печоры с посещением деревни Изборск. Это был однодневный тур, организованный турфирмой «Акварель».

Замечательный гид Алексей поведал нам историю одного из древнейших городов России – нынешней деревни Изборск. На момент нашего посещения Изборск являлся центром поселения «Изборская Волость», однако в 2015 году эта территория была передана в состав поселения «Печоры».

Крепостная стена, г. Изборск

Совершив небольшую пешеходную экскурсию по Изборску, мы полюбовались невероятной красотой природы нашей страны, насладились атмосферой самобытности русской деревни и увидели каменную изборскую крепость. Крепость была построена ещё в XIV веке и выдержала десятки осад (на момент экскурсии там велись масштабные восстановительные работы).

После этого долгий путь экскурсии привёл нас в Печоры, а точнее, к стенам Псково-Печерского Успенского монастыря. Это один из самых древних и крупнейших мужских монастырей России, расположенный в живописнейших местах Псковской земли. Псково-Печерская Успенская обитель за свою огромную историю существования (более чем 500 лет) никогда не закрывалась! На мой взгляд, это один из самых необычных и красивых монастырей во всей России. Было там нечто такое, что захватило внимание всех туристов надолго.

Вид на Псково-Печорский Успенский монастырь

Поздно вечером мы вернулись в Псков на том же автобусе турфирмы «Акварель». Нашей семьёй было принято коллективное решение остановится на ночь в отеле «Арль». Нам очень понравился этот отель. Небольшой, уютный, удобно расположен в самом сердце города. В проживание входил завтрак. Также мы отметили, что этот отель предоставляет скидки своим постоянным клиентам. В отеле расположен небольшой ресторан, где мы приятно провели время, наслаждаясь приятной музыкой и вкусной едой.

На следующий день после завтрака в отеле мы присоединились к новой группе туристов, направляющихся в Пушкинские горы, где расположено родовое имение Пушкиных-Ганнибалов. По пути мы заехали в Святогорский Успенский монастырь, куда в 1837 году было доставлено тело убитого на дуэли с Дантесом великого русского писателя и поэта Александра Пушкина. Это и заставляет многих туристов зайти на территорию монастыря. И по сей день на могиле поэта лежит большое количество цветов.

Крест на могиле Александра Сергеевича Пушкина

После посещения монастыря наш автобус направился в направлении села Михайловское, название которого многим знакомо ещё со школьной скамьи. Именно там Александр Сергеевич переживал тяжёлые годы своей первой ссылки. Там он проводил большую часть своего детства и там написал множество знаменитых прозаических произведений и стихотворений.

После этого мы отправились в Тригорское. Как писал сам поэт «приют сияньем муз одетый». Там расположен дом друзей семьи Алексндра Сергеевича, то место, которое стало для него вторым домом-пристанищем в годы тяжёлой и долгой михайловской ссылки. Тем, кто жил в Тригорском, писатель посвятил большое количество стихов. Именно здесь, как нигде больше, хорошо и вживую ощущаются реалии «Евгения Онегина». Самым настоящим памятником садово-паркового искусства стал парк усадьбы – Тригорское. Некоторые уголки парка сейчас имеют названия, связанные с эпизодами романа:

• «аллея Татьяны»;
  • «скамья Онегина»;
  • «дуб уединённый»;
  • и другие…

Вечером (около 17:00) мы вернулись в Псков, где смогли прогулять по центральным улицам города. Мы ещё раз насладились живописным видом Псковского Крома и отужинали в ресторане «Башня». В 19:00 на том же номере автобусного маршрута, которым приехали в город, мы отправились в долгий путь до Санкт-Петербурга.

Нашей семье очень понравилась собственная программа, составленная для тура выходного дня. Однако, воспользовавшись дважды услугами турфирмы «Акварель», мы пришли к выводу, что можно брать и полный 3-дневный тур, предоставляемый этой компанией.

Невероятная красота русской природы, море приятных впечатлений, возможность прогулять по местам, где некогда ходили Александр Сергеевич Пушкин и другие известные личности – вот лишь малый список тех воспоминаний, которые согревают душу в момент наплыва ностальгии.