Музей-заповедник Петергоф является великолепным памятником архитектуры и ландшафтно-паркового искусства, бывший когда-то загородной резиденцией царского рода Романовых. Этот объект культурного наследия – один из самых посещаемых туристами из многих стран мира. На территории Петергофа располагаются красивейшие дворцы, сады, парки, скульптуры и главное украшение – уникальные фонтаны.

История создания музея-заповедника

Государственный музей-заповедник Петергоф ведёт свою историю с тех пор, как основатель города на Неве Пётр I задумал возвести летнюю резиденцию на Балтийском побережье. Причём по великолепию и красоте она должна была затмить лучшие дворцы монархов Европы.

Первое упоминание о Петергофе датируется 1705 г., когда он являлся небольшим путевым двором, в котором иногда останавливался царь во время своих путешествий. Петергоф переводится с голландского языка как «Петров двор». Пётр собственноручно делал рисунки, сохранились документы с его личными пометками – он активно принимал участие в разработке проекта дворца.

Строительство началось в 1714 г. Масштабы и скорость возведения резиденции поражали воображение. Для работ были приглашены лучшие мастера, среди которых И. Браунштейн, Ж.-Б. Леблон, Ф. Растрелли, Н. Микетти, А. Борисов, Б. Фок и другие. В августе 1723 г. произошло пышное открытие новой царской резиденции.

После смерти самодержца Петергоф был предан забвению. И лишь с 1730 г., в правление Анны Иоанновны, в загородной резиденции началась новая волна строительства. С этого времени дворцы и парки расширялись, достраивались, не раз меняли внешний облик.

До 1917 г. Петергоф оставался одной из главных резиденций императорской семьи Романовых. Здесь принимали послов, гостей, устраивались балы. После революции ансамбль был превращён в музей.

Большой урон ему был причинён во время Великой Отечественной войны. Сразу же после победы началось восстановление Петергофа. Реставрация продолжалась много лет. В 1990 г. комплекс обрёл статус Государственного музея-заповедника, и в этом же году был взят под охрану ЮНЕСКО. В 2008 г. его признали одним из 7 чудес России.

Основные достопримечательности

Дворцово-парковый ансамбль «Петергоф»

«Петергоф» – это огромный комплекс дворцов и парков, его ещё называют столицей фонтанов. В ансамбль входит много неповторимых и уникальных достопримечательностей.

Большой Петергофский дворец   

Центральную часть музея-заповедника занимает Большой Петергофский дворец, делящий территорию на Нижний парк и Верхний сад. Это сооружение считается одним из великолепнейших дворцов Европы и памятником культуры XVIII в. мирового значения.

Открытие его произошло в 1721 г. Изначально дворец назывался Верхними палатами и имел два этажа со скромными интерьерами. Позднее, в период царствования Елизаветы Петровны, облик дворца значительно изменился. К нему надстроили этаж, на фасаде появились элементы «зрелого барокко», выполненные знаменитым архитектором Ф. Растрелли.

В Большом дворце насчитывается 30 залов, интерьеры которых украшены неповторимой настенной живописью, мозаикой и расписными потолками. В экспозиции музея представлены мебель и различные предметы обихода императорской семьи, начиная с Петра Великого.

Дворец Марли

Марли, названный так в честь одноимённой резиденции французского короля, в которой побывал Пётр I во время своей поездки за границу, был построен в 1721 г. Это небольшая двухэтажная кубическая постройка на берегу Марлинского пруда. Дворец имеет строгий вид, что не совсем соответствует представлениям о царской роскоши.

Интерьеры залов выглядят скромно. Отличаются убранством лишь Дубовый и Чинаровый кабинеты. В экспозиции дворца представлены:

  • личные вещи Петра Великого;
  • одежда;
  • коллекция картин;
  • царская библиотека.

Дворец Монплезир

Небольшой дворец на берегу Финского залива построен в голландском стиле. Пётр I сам выбирал место, и делал наброски плана строительства. Дворец стал его любимым детищем. Позже он неоднократно перестраивался.

В Монплезире представлены:

  • старинная мебель;
  • коллекция китайского фарфора;
  • собрание картин;
  • военные трофеи.

Большой интерес вызывает Морской кабинет царя, где собраны различные инструменты и приборы, относящиеся к навигационному делу.

Павильон Эрмитаж          

Строительство было начато в 1721 г., а завершено уже после кончины Петра I. Павильон предназначался для приёмов гостей, переговоров и тайных встреч. Здание с мостом, окружённое неглубоким рвом с водой, кажется лёгким и воздушным. Всё из-за того, что его наполняет море света, проникающего через большие окна. Стены зала на втором этаже украшены картинами голландских и французских мастеров XVII-XVIII вв.

Верхний сад

Сад был разбит ещё при Петре Великом и служил огородом. В его водоёмах разводили рыбу. Когда расширялся и перестраивался Большой Петергофский дворец, работа продолжалась и над обликом сада. Нынешний вид он обрёл к концу XVIII в.

Сад имеет форму прямоугольника. Его украшают статуи из мрамора, липовая аллея, бассейны и цветники. Большинство скульптурных композиций располагаются на небольших островках, окружённых прудами. Водоёмы эти нужны не только для украшения – они служат резервуарами для Нижнего парка.

Нижний парк

Перед Большим дворцом раскинулся Нижний парк, имеющий форму треугольника. Это самый известный элемент всего дворцово-паркового ансамбля и яркий образец классического парка, построенного во французском стиле Ж.-Б. Леблоном. Отличительными чертами этого стиля являются фигурные аллеи, аккуратно подстриженные деревья, множество скульптурных и цветочных композиций.

Морской канал соединяет Большой дворец с Финским заливом и делит парк на две части. В нём имеются две длинные широкие аллеи, проходящие через всю парковую территорию. Те, в свою очередь, делятся ещё на аллеи, каждая из которых ведёт либо к фонтану, либо к дворцу.

Фонтаны

Торжественная церемония открытия фонтанного комплекса состоялась летом 1723 г. Большая часть фонтанов находится в Нижнем парке. Каждое сооружение уникально.

Главенствующую роль в Верхнем саду играет фонтан «Нептун». Композиция состоит из высокой статуи бога Нептуна, окружённой различными фигурами. Старейшим фонтаном сада является «Дубовый». Раньше в его центре располагался дуб, позже его заменили Амуром. Рядом с основным входом находится фонтан «Межеумный», состоящий из статуи дракона в окружении дельфинов.

Основным украшением Нижнего парка является Большой каскад – красивейшее сооружение, включающее 64 фонтана, грот и 225 различных скульптур. В его центре возвышается Самсон, раздирающий пасть льва, установленный в 1735 году. Композиция посвящена победе русской армии над шведами в Полтавской битве. Высота водяного столба 21 метр. Это самый высокий фонтан Петергофа.

Самые известные фонтаны музея-заповедника:

  • «Солнце» − позолоченная колонна в центре водоёма, из которой по кругу бьют струи, подобно солнечным лучам;
  • «Тритон» − Тритон сражается с морским чудовищем, из его пасти вырывается струя высотой 8 метров;
  • фонтаны-шутихи – забавное украшение Нижнего парка: при попытке подойти неожиданно начинают бить струи воды;
  • римские фонтаны – двухъярусные чаши, отделанные золотыми украшениями;
  • «Адам и Ева» − парные фонтаны, одинаковые по оформлению, статуи являются копиями фигур из дворца Дожей в Венеции;
  • каскады «Львиный», «Золотая гора», «Шахматная гора» − необычные каскадные фонтаны в Нижнем парке с «говорящими» названиями.

Дворцово-парковый ансамбль «Александрия»  

«Александрия» − это место летнего отдыха царской семьи, расположенное рядом с Нижним парком. В нём отсутствуют роскошь, многочисленные фонтаны и скульптуры, как в «Петергофе», но есть своё очарование.

Парк Александрия

В 1825 г. территорию парка Николай I подарил своей супруге Александре Фёдоровне, и она превратила его в уютное и романтичное место. В «Александрии» много троп для пеших прогулок, парк прекрасен своей тишиной и близостью к природе. Насладившись красотой пейзажей, стоит посетить местные достопримечательности.

Дворец Коттедж

Он был построен в 1826-1829 гг. шотландским архитектором А. Менеласом для Александры Фёдоровны в неоготическом архитектурном стиле. Интерьеры также выдержаны в стиле неоготики. В Коттедже хранятся семейные реликвии Романовых, мебель, предметы убранства, личная библиотека императрицы, а также коллекция полотен прославленных русских художников – И. Айвазовского, О. Кипренского, С. Щедрина и других.

Фермерский дворец

Строился в 1829-1831 гг. архитектором А. Менеласом. Изначально дом служил фермой, для неё из Англии были выписаны коровы. Вплоть до 1860 г. он неоднократно перестраивался и расширялся. В нём хорошо сохранились детали первоначальной отделки – неоготический декор, лепнина и росписи. В Синем кабинете императора Александра II, где проводились деловые встречи, выставлены его личные вещи.

Готическая капелла

Ещё одно здание в неоготическом стиле, входящее в ансамбль «Александрия», − Готическая капелла, или церковь Александра Невского. Строительство велось в 1831-1834 гг. Над возведением и отделкой здания трудилось несколько архитекторов и мастеров-литейщиков. После освящения здание стало домашней церковью российских императоров.

Нижняя дача Николая II

Нижний (Новый) дворец Николая II – это крупная четырёхэтажная постройка, находившаяся в северо-восточной части парка «Александрия». Его ещё называли Нижней дачей. Здание из двухцветного кирпича напоминало итальянскую виллу. Строилось в 1883-1897 гг. Это было одно из самых любимых мест царской семьи. В 1904 г. здесь появился на свет наследник царевич Алексей. Николай II подписал здесь немало важных исторических документов.

В настоящее время от дачи остались лишь развалины.

Колонистский парк   

Он является одним из самых маленьких парков Петергофа, возникший в период правления Николая I. Своё название он получил от располагавшейся с его южной границы Александрийской немецкой колонии. Значительную часть парка занимает водная гладь большого Ольгиного пруда, окружённого ивами. В пруду созданы два рукотворных острова – Царицын и Ольгин.

Царицын павильон

Павильон в итальянском стиле возведён в 1842-1844 гг. Он принадлежал супруге Николая I Александре Фёдоровне, и похож на древнеримскую виллу, украшенную многочисленными цветами, фонтанами и статуями. Вокруг павильона разбит пышный цветущий сад. Особенно много цветов возле северной части фасада.

Ольгин павильон

Он сооружён в 1846-1848 гг. и был подарен младшей дочери Николая I на свадьбу. В архитектуре Ольгиного павильона также прослеживаются мотивы юга Италии. Постройка, напоминающая обликом трёхэтажную башню, словно вырастает из пруда. Уютный сельский характер павильону придают небольшие деревья, клумбы, извилистые тропы, украшенные статуями и вазами.

Как добраться       

Музей-заповедник Петергоф находится в 29 км от Санкт-Петербурга. Добраться до него самостоятельно можно несколькими способами:

  • на электричке с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга;
  • на автобусе или маршрутном такси от ближайших станций метро: «Ленинский проспект», «Проспект Ветеранов», «Автово»;
  • на пассажирском катере «Метеор» (в период навигации – с мая по октябрь) – отправная точка у набережной рядом с Дворцовым мостом.

Где остановиться

В Петергофе существует несколько вариантов мест, где можно остановиться – отели, хостелы, съёмные квартиры, гостевые дома. На выбор как недорогое жильё, так и роскошные апартаменты в центре города. Рядом с Петергофом есть немало мини-отелей с номерами по бюджетным ценам.

Музей-заповедник Петергоф (оф. сайт — peterhofmuseum.ru ) – это настоящий дворцовый и парковый город, который нужно увидеть собственными глазами. Ни одна фотография не сможет передать всё великолепие и захватывающую дух красоту этого исторического и культурного памятника, известного во всём мире.