К своему стыду, о существовании Мраморных каньонов близи посёлка Рускеала я узнала буквально в прошлом году. Всё лето 2019 погода нас не слишком радовала. Но вот в августе в южной Карелии прогноз оптимистично показал несколько солнечных дней. Мы забронировали маленький домик неподалёку от Сортавалы. Специально выбрали тот, что находился на берегу Ладожского озера – вдруг повезёт и сможем искупаться. В путешествие решили отправиться на автомобиле. У нас внедорожник, и поэтому о качестве дорог можно было особенно не беспокоиться.

Быть или не быть дороге

Рускеала, Республика Карелия

От Петербурга до Сортавалы около 270 километров (все они пролегают по трассе А-121). Выезжали мы пораньше с утра. Итак, дано:

• 1 внедорожник;
  • трое взрослых;
  • 1 нежный отрок семи лет, отягощённый массой энергии;
  • корзина полная бутербродов;
  • термос с водой;
  • яблоки.
Рускеала, Республика Карелия

До границы с Карелией дорога не представляла собой ничего интересного. Тем более что по этой трассе мы ехали не в первый раз. Так что помимо водителя все увлечённо изучали свои телефоны. Зато как только мы пересекли границу Ленинградской области, всякое подобие асфальтового покрытия растворилось в небытие.

По пологим зеленым холмам желтой лентой извивалась довольно широкая дорога, состоящая из песка и щебёнки. Сорок километров по этой стиральной доске из колдобин и ям повергли нашу маленькую группу в скорбь и раздражение. Когда это безобразие плавно сменилось асфальтовым покрытием, восторгу нашему не было границ.

Красоты за окном

Рускеала, Республика Карелия

Скучные пейзажи развороченных дорожными работами полей сменили изумрудные леса. Серая лента дороги то взмывала на солнечные вершины холмов, то соскальзывала к берегам тихих, заросших камышом, озёр.

Трасса ныряла в душистые лиловые поля иван-чая и тянулась нитью над голубой сетью ручейков и речушек. Мы не могли оторваться от окон, каждый поворот рисовал новую яркую картину. А поворотов было много, и с каждым километром их становилось всё больше и больше.

Буквально 10 минут езды по трассе, которую наш водитель нарёк «дорогой пьяного финна», и выяснилось, что моя мама и сын одинаково склонны к укачиванию. Хотя раньше ни тот ни другой на это не жаловались. Пришлось через каждые полчаса делать остановки, благо гулять по окрестным лесам одно удовольствие. Разжились небольшим количеством черники и нашли пару грибов.

Рускеала, Республика Карелия

К обеду мы умудрились добраться до Сортавалы. Поплутав с полчаса по пригородным улочкам наконец-то нашли наш коттедж. Так как поездку на Мраморные каньоны мы запланировали на тот же день, времени хватило только на то, чтобы утрамбовать в себя пару бутербродов, жадно запить их чаем и метнуться обратно к автомобилю.

Рускеальские водопады

Перед тем как отправиться к Мраморным каньонам, мы решили сначала заглянуть на Рускеальские водопады. Благо что расположены они на одной дороге. Из Сортавалы мы выехали все по той же трассе А-121, которая опоясывает Ладожское озеро. Рядом с небольшим памятником, посвящённым погибшим пограничникам, свернули на небольшую дорогу 86К-332. Ориентироваться на стеллу при выборе подходящей развязки не стоит – монумент маленький и отлично прячется в придорожных зарослях травы. Так что лучше или пользоваться навигатором, или внимательно следить за дорожными указателями.

Рускеала, Республика Карелия

От Сортавалы до водопадов всего 24 километра, так что спустя 20 минут мы уже парковались возле парка. Рускеальские водопады известны тем, что здесь проходили съёмки старого фильма «А зори здесь тихие…». Но в окружающих пейзажах нет и следа пронзительной печали, свойственной фильму. Подле входа в парк раскинулась небольшая ярмарка, где продают:

• мёд;
  • ягоды;
  • изделия из шунгита;
  • всяческую туристическую мелочёвку.

Здесь же стоит пряничная избушка, сохранившаяся после съёмок какого-то современного фильма.

Рускеальские водопады – это сеть бурлящих речушек, срывающихся небольшими водопадами в спокойную гладь небольшого озерца. Вокруг зеленеет влажный полумрак леса, тонкие солнечные лучи пронизывают шуршащую листву. Через парк проложен деревянный настил, поверх речек переброшены мостики. Прогулка займёт чуть больше получаса.

Рускеала, Республика Карелия

Единственная печаль – с тропы нельзя сходить. А покрытые мхом гигантские валуны так им манили меня и сына вскарабкаться на самую их вершину. Леса славятся своими болотами, так что строгое распоряжение следовать исключительно проложенным дорожкам выглядит вполне разумно.

Территория парка небольшая, посетителей много, так что для любителей одиноких прогулок в заповедных природных кущах здесь будет слишком многолюдно. Потоптавшись у лавочек и тревожно поглядывая на светило, которое стало неумолимо скатываться к западному краю неба, мы устремились к Мраморным каньонам.

Горный парк

Рускеала, Республика Карелия

Когда-то близ села Рускеала находились шахты, в которых велась добыча мрамора. Камни затем использовали для облицовки зданий в Петербурге и создания внутреннего убранства. Каменоломни полностью закрылись в конце прошлого века, а не так давно на территории был открыт парк.

Поначалу пейзаж не предвещал никаких удивительных красот. По широкой дорожке мы поднялись на площадку, откуда начинают свой путь все маршруты.

Под нами таинственно мерцал, переливаясь различными оттенками от изумрудного до тёмно-лазурного Мраморный карьер. Шершавые серые ладони каменного каньона бережно сжимали толщу воды. Светлая зелень парка обрисовывала верхний край чаши.

Постояв несколько минут в немом восхищении, мы спустились  к пирсу. Как выяснилось, на небольшой экскурсионный паром мы опоздали. Следующий отходил через час. Мы не стали ждать и арендовали небольшую весельную лодку. На то, чтобы оплыть весь каньон, у нас был час.

Мы могли:

• подплывать к самым стенкам каньона;
  • останавливаться, чтобы сделать фотографии;
  • любоваться на забавных уток;
  • болтать о чём угодно;
  • подгребать к подводным пещерам (но в сами пещеры мы попасть не смогли).

Над зеркальной гладью воды метались чайки, и изредка, с тревожными воплями, пролетали жертвы Zip-Lin’а. Воздушная трасса была проложена над озером и, судя по восторженным воплям, полёты были воистину захватывающими.

Рускеала, Республика Карелия

Когда мы причалили к берегу, уже наступали сумерки и через час парк должен был закрыться. Мне и маме ещё очень хотелось прогуляться по дорожке вокруг карьера, заглянуть в Итальянский карьер и полюбоваться на штольни. Мой папа и сын, томимые голодом, наотрез отказались от дальнейшей прогулки. Они отправились изучать детское меню местной кафешки.

Через парк проложено множество троп, и обойти все за час не удастся. Если любите пешие прогулки, то стоит заложить на это путешествие как минимум 2-3 часа. Другой вариант – выбрать одну из нескольких предлагаемых в парке экскурсий. Но нам хотелось побродить в тишине, поэтому пользуясь указателями, мы стали творить свой маршрут. Прогулка по воде незабываема, но и вид озера с вершины скал восхитителен.

На самых интересных точках были установлены обзорные площадки. В парке уже почти не осталось людей и бродить по тихим аллеям было одно удовольствие. Узкие дорожки то выводили к заброшенным мраморным разработкам, то спускались к глубоким тёмным колодцам. В глубине тихо плескалась вода и слышны были голоса – по подземным пещерам бродила экскурсионная группа.

Порадовавшись, что рядом нет моего сынишки, который бы обязательно кинул камешек в этот колодец и возможно угодил в какого-нибудь незадачливого бедолагу, мы свернули к Итальянским каменоломням.

Широкое плато, на котором прихотливыми клыками застыли мраморные глыбы, напоминало фантастический пейзаж. Грубые стены сменялись гладкими срезами. Обработанные куски напоминали настоящие живописные полотна. Казалось, это не просто натуральные прожилки, а плод чьей-то живой фантазии изобразил на камне причудливые картины.

На одном камне стремился к небесам лес, на другом – бились о берег морские волны. Угадывая сюжеты, мы медленно брели вдоль серых стен. Чья-то фантазия выстроила из маленьких кусочков мрамора разные пирамидки. Мы так и не смогли понять назначение этих сооружений. Уже темнело, когда мы вернулись на парковку и отправились обратно в Сортавалу.

В сумраке летней ночи мы осмотрели свой домик и выяснили, что искупаться нам не удастся. Весь берег озера плотно зарос камышом. Однако, если нам соседство с озером особой радости не принесло, местные комары были просто в восторге. Из чего мы сделали 2 вывода:

1. Обитание в карельском домике на берегу озера предполагает наличие антимоскитной защиты.
  2. Шашлыки можно приготовить и на сковородке.
Рускеала, Республика Карелия

На следующий день нас ждала дорога домой. Очень жаль, что мы не запланировали поездку на 2 дня, а то с удовольствием погуляли бы ещё в Горном парке. Надеюсь, этим летом у нас получиться туда выбраться. На этот раз мы точно проведём больше времени у Мраморного каньона.